База знаний
5 типичных ошибок
при создании MVP

Чтобы проверить бизнес-идею, не обязательно тратить месяцы на проработку полноценного продукта и всех сопутствующих мелочей. Достаточно создать и запустить на рынке MVP — тестовую версию продукта с основными функциями. Она поможет понять, насколько идея интересна пользователям и стоит ли развивать ее дальше.
Но, даже потенциально хорошая идея может провалиться,
если MVP создан неправильно и не показывает всех преимуществ будущего продукта.

Что такое MVP
MVP (Minimum Viable Product) или минимально жизнеспособный продукт — это продукт с базовыми функциями, созданный для проверки идеи на рынке до вложения крупных инвестиций. MVP используется для быстрого получения обратной связи от целевой аудитории и корректировки продукта в соответствии с их предпочтениями.
Рассказываем, с какими ошибками чаще всего сталкиваются разработчики при создании тестовой версии.

Частые ошибки при создании MVP
Ошибка 1
Нет четких целей

Такие проблемы мы научились видеть еще в начале работы. Если видим, что в команде пока нет единого решения, делимся взглядом со стороны и помогаем определить единую цель, для которой будем разрабатывать продукт. Если на проекте много подрядчиков, предлагаем взять на себя ответственность по коммуникациям и ведению проекта. В этом случае наша инициатива для нас оправдана — если у MVP будет четкая цель и ответственные, он будет запущен намного быстрее и с большей вероятностью превратится в полноценный продукт.

Ошибка 2

Нет фокуса на одной целевой аудитории
При запуске MVP не стоит пытаться создать продукт сразу для всех. Продукт, который кажется нужным всем, на самом деле не нужен никому. Правильнее сфокусироваться на определенной аудитории: выбрать приоритетные для нее функции, проработать дизайн, настроить рекламные кампании и замерить результаты после запуска. Это сэкономит время, бюджет и силы команды. Позже можно будет расширить аудиторию и тестировать MVP в нескольких нишах, параллельно добавляя дополнительные фичи.
Если в начале ориентироваться сразу на несколько разных аудиторий, есть риск затянуть разработку и получить в конце противоречивые результаты. Возьмем в пример то же банковское приложение. Среди потенциальных пользователей банка могут быть разные группы: студенты, семейные люди, бизнесмены, инвесторы, путешественники, пенсионеры. Для каждой группы нужен особый подход — кто-то хочет иметь быстрый доступ к инвестициям и статистике, кому-то важен удобный семейный кабинет для нескольких карт и контроль за расходами, для кого-то будет удобно запрашивать важные документы и выписки за пару минут. Если пытаться охватить всех сразу, получится MVP-Франкенштейн, в котором можно будет легко запутаться.

Ошибка 3

Не выстроена аналитика
Как понять, что ваша гипотеза подтвердилась и MVP можно развивать дальше? Перед запуском нужно определить критерии успеха — список метрик, которые покажут востребованность продукта. Это может быть количество скачиваний, зарегистрированных пользователей или оплат.
В случае с банковским приложением за основу можно взять следующие метрики: количество скачиваний, зарегистрированных пользователей и запрошенных консультаций по инвестициям, среднее время сессий, процент людей, которые удалили приложение, а также количество технических сбоев и ошибок. Это поможет понять заинтересованность целевой аудитории в продукте и учесть случаи, когда пользователь не смог воспользоваться им из-за проблем с приложением, а не из-за отсутствия интереса.
Подробнее про продуктовые метрики мы рассказывали в отдельной статье — в ней разобрали варианты для разных сфер и привели подробные расчеты.

Ошибка 4
Перфекционизм

Как только MVP запущен, соберите обратную связь от первых пользователей и двигайтесь в сторону масштабирования. На случай, если что-то пойдет не так и сломается, приготовьте варианты удержания пользователей. Например, пришлите сообщение о том, что это тестовый вариант продукта и, в качестве компенсации, подарите бесплатное обслуживание на год, скидки на продукты, промокоды или другие бонусы.
Чтобы сохранить баланс между скоростью и качеством, на проекте как раз нужен идеолог и визионер, о котором мы писали выше. Именно он будет следить за тем, чтобы, с одной стороны, разработчики не уходили с головой в мелочи, с другой — не совершали мелких ошибок. Обычно на проекте эту роль выполняет продакт оунер или продукт менеджер — о них мы писали в отдельной статье.

Ошибка 5
Экономия на команде
Многие компании для разработки MVP нанимают фрилансеров или джунов, считая, что их навыков будет достаточно для создания тестового продукта. Сначала это может показаться логичным — не факт, что MVP будет удачным, поэтому нет смысла вкладывать большие бюджеты в продукт и нанимать дорогих специалистов. Правда, при таком подходе могут всплыть дополнительные риски. Например, команда из-за небольшого опыта может выбрать для разработки платформу с уязвимостью в безопасности пользовательских данных — в будущем это негативно повлияет на репутацию. Также в таких случаях приходится часто менять разработчиков — многие не справляются или постоянно подводят, постоянно передвигая сроки. В итоге из-за повторного найма и ошибок в системе сэкономить все равно не получается.
Коротко
о главном
Чтобы минимизировать такие риски, периодически проверяйте, что идете по верному пути:
У вас есть четкая цель и стратегия, которой придерживается вся команда
Вместо интуиции у вас есть список метрик, которые помогают отследить результаты
