База знаний

Human Centered Organization

Человекоцентричный подход в бизнесе

В прошлом лидеры определяли курс развития бизнеса, изучая примеры внедрения лучших методик, анализируя ретро данные и приспосабливая старые стандарты к текущим обстоятельствам. Сегодня бизнес работает в новых условиях.

Возросла скорость внедрения изменений и прорывных инноваций, и это дает клиентам и сотрудникам больше влияния и больше возможностей для того, чтобы заявлять о своих требованиях. Компании не могут руководствоваться вчерашними стратегиями и использовать старые методы. Перед ними стоят совсем другие проблемы — проблемы реальных людей. Для их решения требуются человекоцентричные подходы и новые стратегии, основанные не на событиях и данных из прошлого, а на уверенности, которая вырабатывается только при построении межличностных связей.

 

Линейный подход к управлению бизнесом больше не работает. Сложно найти надежные методики, а шаблонные решения быстро устаревают. В атмосфере неопределенности многие организации теряют хватку, что выражается в упущенных возможностях и внутренних разногласиях.

 

Внедряя человекоцентричные принципы управления, можно сохранить гибкость в непредсказуемом ландшафте современного бизнеса.

«Новых норм» больше нет

Раньше компании выстраивали свой путь с помощью классических бизнес-стратегий с учетом целей и ценностей. В традиционном варианте материалом для стратегий служили прошлые истории успеха: на их основе руководители составляли планы развития, которые позволяли решать проблемы и достигать показателей.

 

Так действовать больше нельзя. Исторические тренды и анализ количественных метрик невозможно применять в отрыве от реальной среды, поскольку потребности заказчиков и условия рынка меняются на глазах. Сегодня около 90% клиентов покупают только у тех, кому они доверяют, а 80% заявляют, что они скорее купят у той компании, которая прислушивается к их отзывам и внедряет изменения на основе обратной связи.

Руководители это понимают. 7 из 10 CEO признают, что их традиционные стратегии роста устарели. Настало время инноваций, и компании в разных отраслях сталкиваются с падением финансовых результатов. ТОП менеджеры признают, что ожидания современных потребителей выросли; примерно ¾ руководителей отмечают, что резкие изменения клиентских потребностей сейчас гораздо сильнее влияют на бизнес. Однако им непросто отказаться от процессов, основанных только на данных и прошлых решениях. Еще труднее отбросить миф о том, что самые точные прогнозы строятся на базе исторических данных.

Фокус на людях

Фундаментальные изменения бизнес-среды требуют новых стратегических подходов. Основной фактор — скорость внедрения нового.

Влияние новых технологий, бизнес-модели, меняющие условия игры, и потребность в непрерывных инновациях усложняют руководителям задачу оптимизации финансовых, технологических, человеческих ресурсов и инвестиций. Восемьдесят процентов уже изменили свои стратегии под давлением инноваций.

 

Ожидания клиентов меняются теперь гораздо быстрее, и бизнес вынужден выстраивать взаимодействие с ними по-новому. Все мы помним, как появление iPhone стало угрозой для производителей цифровых камер. Знакомство клиентов с любым новым продуктом меняет их ожидания по поводу всех остальных — даже если эти продукты относятся к разным категориям.

Главный вопрос — «почему»

Поскольку стратегии становятся нелинейными, для получения конкурентных преимуществ нужно анализировать причины, мотивы и основания. Необходимо менять подход к управлению. Для того чтобы определять направления развития, лидерам нужно отвечать на следующие вопросы: почему мы в этом бизнесе, почему клиенты должны верить, что мы решим их проблемы, и почему клиенты поступают так, а не иначе? Это позволит переосмыслить свое место в жизни потребителей и мире вокруг них.

Это означает, что клиенты сравнивают компании не только с прямыми конкурентами, но и со всеми остальными B2C-компаниями. Кроме того, 85% клиентов заявляют, что принимают решение о покупке исходя из прошлого опыта взаимодействия с продавцом.

 

Наконец, еще один фактор беспокойства для бизнеса — это снижение уровня доверия: все больше клиентов требуют от компаний повышения прозрачности. Доверие очень важно для людей. Однако большинство компаний не очень понимают, как внушить доверие тем, кто для них наиболее важен, — сотрудникам и клиентам.

 

Все эти принципиальные изменения обусловлены человеческой природой, и ответ на них должен быть человекоцентричным.

Ценность человекоцентричного подхода

Как бизнес-руководителям строить планы на будущее в этой ситуации. Ответ будет неожиданным: нужно объединять принципы дизайн-мышления, человекоцентричные по своей сути, с существующей стратегией на базе данных и аналитики. Эффективность такого сбалансированного подхода признают 89% руководителей.

 

Чтобы создать концепцию развития и надежную стратегию, лидеры должны использовать эмпатию, поскольку она выявляет желания и потребности людей — тех, кто пользуется продуктом или услугой, и тех, чьим трудом они создаются.

 

Чтобы добраться до отношения и мотивации, нужно анализировать не только действия клиентов и сотрудников. Изучение поведения — это пройденный этап; анализ причин, побуждающих людей совершать действия, — вот залог успеха на будущее. Именно эта информация даст бизнесу нужные ориентиры.

Рассмотрим пример одной страховой компании. Эта дочерняя организация была выделена из структуры крупного уважаемого поставщика страховых услуг с целью создать продукт, ориентированный на миллениалов, который составил бы конкуренцию инновационным продуктам новых игроков и позволил бы сформировать новые потоки создания ценности. Используя полную творческую свободу, которая была им предоставлена, сотрудники новой компании создали страховой продукт для арендаторов исходя из интересов конкретных людей — и стали пионером инноваций, вместо того чтобы идти вторым номером.

 

Этот пример показывает, что эмпирические данные не противоречат человекоцентричной стратегии, а встраиваются в нее. Стратегия, основанная на конкретных данных о людях, а не только на общих гипотезах, сокращает количество переменных и повышает уверенность бизнеса, отвечая на вопросы «почему». В результате этой компании удалось решить бизнес-проблему и предложить команде необходимые ценности и принципы для повышения гибкости в будущем.

 

Один из ведущих мировых производителей автомобильных комплектующих Faurecia также успешно применяет человекоцентричный подход в дизайне и проектировании. Специалисты Faurecia по стратегии спросили водителей, что бы они хотели делать в машине, если бы им не нужно было ее вести. По итогам опроса компания создаст интеллектуальную кабину и линейку элементов интерьера нового типа с учетом интересов потребителей. Она будет продаваться автопроизводителям для встройки в существующие модели.

Формируя основы развития бизнеса, руководители не должны ограничиваться анализом действий клиентов и сотрудников; необходимо понять их отношение и побудительные мотивы. Изучение поведения людей — это вчерашний день. Анализ причин их действий — залог успеха бизнеса. Получив эти данные, организации поймут, куда двигаться дальше.

Постройте новый курс

Чтобы учитывать человеческую природу в принятии решений и формировании стратегии, руководителям необходимо сделать три вещи:

Изменить ориентиры

В условиях нестабильности очень важны гибкая стратегия и адаптивные процессы принятия решений. Лидеры должны пробовать неожиданные ходы, использовать разные источники информации и идти на риск. Качественные метрики, дизайн-мышление и возможность тестировать гипотезы позволят идти к цели, даже не зная ее контуры на 100%.

Задавать правильные вопросы

При выборе курса на основе данных задавайте клиентам простой вопрос: «Чем мы можем вам помочь?» — и внимательно следите за реакцией. Помимо аналитических данных, используйте новые виды этнографической, оценочной и качественной информации, чтобы понять, что важно потребителям, что ими движет, что их вдохновляет. Человекоцентричная культура — это источник уверенности, необходимой для улучшения условий использования продуктов и для развития бизнеса.

Используйте все когнитивные способности

Раньше компании улучшали свои продукты и услуги на основе исторических данных о производительности и количественных метрик. С учетом новых условий и бизнес-моделей, роста инноваций и повышения изменчивости — нельзя ограничиваться подобными данными. Чтобы сохранить и преумножить клиентов, нужно учитывать нетехнические, «правополушарные» аспекты.

Разработку стратегии нельзя начинать из прошлого. Нужно отталкиваться от настоящего и смотреть в будущее, учитывая желания, потребности и ожидания людей. Факты и знания, безусловно, остаются основой для принятия решений, но при сборе этих фактов и знаний нужно руководствоваться тем, что делают люди, и, главным образом — почему они это делают.

Подписаться на наши исследования

Заявка отправлена

Мы свяжемся с вами в ближайшее время