Назад

Сервис, который помогает людям оценивать свои бизнес-идеи. Переход от монолита на Service Mesh-архитектуру, внедрение нового функционала

Наша команда занимается развитием сервиса «Оценка бизнес-идеи», это проект «Сбербанка». В этой статье рассказываем, как мы разрабатываем новый функционал и переносим сервиса с монолитной платформы на Service Mesh-архитектуру.

Для кого этот проект

Вениамин любит пирожки. Они напоминают ему детство, заботливую бабушку и ее уютную кухню с кружевной скатертью. Когда он учился в школе, по городу были «Пирожковые», а сейчас стоит лишь пара фургончиков у метро. Получается, предложения на рынке почти нет. Ему пришла мысль: почему бы не «осовременить» продажу пирожков, добавить в ассортимент нетипичных начинок и придумать смешные названия. Тем более, что сейчас растут варианты для сбыта продукта и помимо продажи напрямую, можно попробовать стать партнером сервиса доставки. Короче говоря, план Вениамина: Make Пирожок Great Again!

Он уже продумал ассортимент и идею для стильной упаковки (а вот и не из крафта!), посмотрел, какие варианты помещений в аренду есть в его районе, нашел друга, который поможет ему с дизайном и продвижением. Дело за малым: посчитать финансовую сторону вопроса.

Именно для таких случаев мы создали сервис «Оценка бизнес-идеи». Если Вениамин решил открыть свою пирожковую, это замечательно, но как он составит бизнес-план без профильного образования или опыта? Наш сервис рассчитает рентабельность более 30 видов бизнеса на основе реальных данных, в том числе Росстата. Пользователь получает наглядный отчет, с детализацией всех финансовых показателей по месяцам.

Воспользоваться сервисом может любой клиент банка (Вениамин, в том числе) в своем личном кабинете, как с мобильного устройства, так и в веб-версии.

Как получить расчет для своей бизнес-идеи

Для того, чтобы сервис сформировал бизнес-отчет нужно выбрать сферу бизнеса и указать объем личных инвестиций, которые вы планируете вложить в проект. Результат оценки будет сформирован в PDF-файле, а также в нем будут отражены ключевые показатели эффективности бизнеса.

Сервис посчитает затраты на аренду, расходные материалы, оборудование, налоги, рекламу и зарплату сотрудников в первые полгода (даже напомнит Вениамину посчитать и свою зарплату). Среднестатистические данные по доходам и расходам можно будет отредактировать, если они не совпадают с вашими планами. Например, Вениамин уже узнал, сколько стоит аренда понравившегося ему помещения, а в расчетах указано больше.

В отчете будет наглядный график с динамикой доходов и расходов. Сервис рассчитает прибыль за пять лет, внутреннюю норму доходности и рентабельность инвестиций. Если указать, что средства на открытие бизнеса нужно занять у банка, то сервис посчитает процент и график погашения долга исходя из прогнозируемых доходов и расходов.

На этом этапе довольный Вениамин с расчетами доходности, оборотов и прибыли проекта, отправляется тестировать основной продукт своей бизнес-идеи и готовиться к открытию. А мы подробно расскажем о нюансах проекта с технической стороны.

Обновление сервиса

Перед нами стояло три основные задачи:

1) Перенос сервиса с монолита на Service Mesh-архитектуру. Заказчик хотел перейти с монолита на облачный сервис, чтобы разгрузить фронтальную систему, где раньше хранился весь back-end, а также оптимизировать архитектуру.

2) Проектирование внешнего API, чтобы другие сервисы экосистемы могли использовать нашу модель для расчетов показателей бизнеса, не заходя в интерфейс приложения, либо используя его отдельные части.

3) Добавление в мобильную версию нового функционала, который уже доступен в веб-версии. Функционал позволяет учитывать локацию бизнеса для более точного расчета рентабельности. Подобный массив данных отражает не только геолокацию, но и данные по клиентопотоку, средний чек в данном регионе и другие важные метрики для предпринимателя.

Сложности, с которыми столкнулись
Основным риском при переходе на облачный сервис является потеря данных по расчетам, которые совершались ранее в сервисе. На проекте была запланирована полная миграция backend и базы данных, что является трудоемкой задачей. Нельзя допустить, чтобы выполненные расчеты и транзакции пропали из истории операций из-за изменений во внутренней структуре.
Команда

Над проектом работала команда из 15 человек: сотрудники из «Цифровых привычек» под руководством тимлида из «Сбербанка».

За постановку глобальных целей и проверку гипотез отвечал продакт-менеджер. Модель расчетов реализовал бизнес-аналитик, который также отвечал за корректность подсчетов. Аналитик данных формировал справочники из текущей базы данных, которые наш сервис использует в расчетах, чтобы информация была максимально актуальной и точной. Построением архитектуры занимались системные аналитики, а за планирование и контроль реализации интеграционных взаимодействий отвечал Delivery Lead.

Также в команде были разработчики: iOS, Android, fullstack, которые занимались непосредственно разработкой. В команду входили тестировщики, DevOps и UX/UI-дизайнер.

Результат

Миграция на Service Mesh-архитектуру выводит модель по оценке бизнес-проекта на другой уровень. Микросервисная архитектура является более современным подходом проектирования приложений и позволяет оперативнее добавлять новый функционал в проект благодаря изолированным модулям. Также на облачном сервисе можно автоматизировать сбор данных, чтобы генерировать справочники, которые используются для оценки бизнеса. Так мы сможем намного чаще обновлять их, что обеспечит высокую актуальность и точность расчетов.

Также мы расширяем возможности нашего сервиса и подключаем внешних пользователей с помощью API, которые могут использовать нашу модель и расчеты. И теперь разработанной нами моделью могут пользоваться другие сервисы, что обеспечивает рост числа пользователей.

Новая функция в мобильной версии позволяет учитывать местонахождение бизнеса, чтобы точнее рассчитать рентабельность. Именно она дает конкурентные преимущества перед другими подобными сервисами, так как учитывает огромный поток постоянно меняющихся данных, которые позволяют досконально произвести подсчет, а не брать усредненные данные из открытых источников.

Контент-менеджер
Виктория Капустина