Разработка

5 типичных ошибок при создании MVP

Редактор: Анастасия Тищенко

Время чтения: 5 минут

Rectangle 240648501 (1)

28 августа 2024

Чтобы проверить бизнес-идею, не обязательно тратить месяцы на проработку продукта. Достаточно создать MVP — тестовую версию продукта. Она поможет понять, насколько идея интересна пользователям и стоит ли ее развивать. 

Что такое Minimum Viable Product

Но даже потенциально хорошая идея может провалиться, если MVP создан неправильно и не показывает всех преимуществ будущего продукта. 

MVP (Minimum Viable Product) — это продукт с базовыми функциями, созданный для проверки идеи на рынке до вложения крупных инвестиций. MVP используется для быстрого получения обратной связи от целевой аудитории и корректировки продукта в соответствии с их потребностями. 

Как разработчик, мы часто работаем с запросами на MVP. Например, заказчику нужно обновить банковское приложение для своих пользователей. Вместо того, чтобы сразу вкладывать бюджет в полноценный функционал, сначала мы разрабатываем только базовые функции: простую форму регистрации, данные о банковских счетах и движении средств, возможность перевести деньги и оплатить услуги онлайн.

Как только получаем обратную связь от первых пользователей, становится понятно, насколько приложение востребовано и удобно. От чего-то иногда приходится отказаться, а что-то внезапно может оказаться полезным, хотя, изначально, команда хотела от этой функции отказаться. Именно поэтому MVP так полезен: он помогает сразу увидеть реальные потребности пользователей на деле, а не теряться в догадках и тратить время на бесполезные фичи.

Рассказываем, с какими ошибками чаще всего сталкиваются разработчики при создании тестовой версии. 

Частые ошибки при создании MVP

Независимо от опыта команды важно понимать, какие ошибки встречаются на этом пути, чтобы избежать их и создать продукт, который действительно удовлетворяет потребности пользователей и соответствует бизнес-целям.

От неправильного определения минимального функционала до игнорирования обратной связи от пользователей — такие промахи не только увеличивают затраты, но и снижают шансы на успех продукта.

Ошибка 1: нет четких целей

В проектах часто бывают случаи, когда в команде нет идеолога — единого связующего звена между бизнес-задачами и разработкой. Во время обсуждений будущего проекта каждый из руководителей предлагает свои идеи, которые противоречат друг другу. Из-за этого нет понятной стратегии, задачи становятся слишком расплывчатыми, а ответственности 
за решения никто не несет.

Rectangle 240648501 (2) (1)

Если видим, что в команде пока нет единого решения, делимся взглядом со стороны и помогаем определить единую цель, для которой будем разрабатывать продукт

Особенно это чувствуется, когда внутри компании-заказчика много лиц, принимающих решения, а задачи распределены между разными подрядчиками. Например, разработка отдается одной компании, дизайн и продвижение — другой. Так в проекте становится еще больше препятствий для коммуникации, сроки начинают оттягиваться, бюджет увеличиваться, а сами разработчики спустя время начинают терять мотивацию. Иногда из-за разногласий MVP в итоге не выпускается, хотя сам продукт был перспективным.

Если видим, что в команде пока нет единого решения, делимся взглядом со стороны и помогаем определить единую цель, для которой будем разрабатывать продукт

Такие проблемы мы научились видеть еще в начале работы. Если на проекте много подрядчиков, предлагаем взять на себя ответственность. В этом случае наша инициатива для нас оправдана — если у MVP будет четкая цель и ответственные, он будет запущен намного быстрее 
и с большей вероятностью превратится в полноценный продукт, а не останется сырым прототипом, который так и не выйдет на рынок из-за размытых обязанностей и отсутствия четкой стратегии.

Ошибка 2: нет фокуса на одной целевой аудитории

При запуске MVP не стоит пытаться создать продукт сразу для всех. Продукт, который кажется нужным всем, на самом деле не нужен никому. Правильнее сфокусироваться на определенной аудитории: выбрать приоритетные для нее функции, проработать дизайн, настроить рекламные кампании и замерить результаты после запуска. Это сэкономит время, бюджет и силы команды. Позже, при необходимости, можно будет расширить аудиторию и тестировать MVP в нескольких нишах, параллельно добавляя дополнительные фичи.

Если в начале ориентироваться сразу на несколько разных аудиторий, есть риск затянуть разработку и получить в конце противоречивые результаты. Возьмем в пример то же банковское приложение. Среди потенциальных пользователей банка могут быть разные группы: студенты, семейные люди, бизнесмены, инвесторы, путешественники, пенсионеры. Для каждой группы нужен особый подход — кто-то хочет иметь быстрый доступ к инвестициям и статистике, кому-то важен удобный семейный кабинет для нескольких карт и контроль за расходами, для кого-то будет удобно запрашивать важные документы и выписки за пару минут.

Если пытаться охватить всех сразу, получится MVP-Франкенштейн, в котором можно будет легко запутаться.

Rectangle 240648450

Дмитрий Романов

Технический директор
ГК «Цифровые привычки»

Вместо попыток привлечь внимание каждой аудитории, лучше выбрать для одного MVP что-то одно. Отталкивайтесь от своих возможностей и потребностей рынка. Например, во время исследований рынка и конкурентов вы поняли, что сейчас самая перспективная ниша — это начинающие инвесторы. У них есть стабильный доход и свободные деньги, которые они хотят защитить от инфляции. Им можно предложить личный кабинет с быстрым доступом к ценным бумагам и статистикой, бесплатные консультации и большой выбор инвестиционных продуктов, доступных сразу в мобильном банке, а не в отдельном приложении. С таким продуктом легче будет отстроиться от конкурентов и понять, на каких именно каналах и с каким посылом запустить рекламу. 

Ошибка 3: не выстроена аналитика

Как понять, что ваша гипотеза подтвердилась и MVP можно развивать дальше? Перед 
запуском нужно определить критерии успеха — список метрик, которые покажут востребованность продукта. Это может быть количество скачиваний, зарегистрированных пользователей или оплат.

В случае с банковским приложением за основу можно взять следующие метрики: количество скачиваний, зарегистрированных пользователей и запрошенных консультаций по инвестициям, среднее время сессий, процент людей, которые удалили приложение, а также количество технических сбоев и ошибок. Это поможет понять заинтересованность целевой аудитории 
в продукте и учесть случаи, когда пользователь не смог воспользоваться им из-за проблем 
с приложением, а не из-за отсутствия интереса.

Подробнее про продуктовые метрики мы рассказывали в отдельной статье — в ней разобрали варианты для разных сфер и привели подробные расчеты.

Ошибка 4: перфекционизм

Желание сделать все качественно и основательно — хорошая черта, правда, в случае с MVP не совсем оправданная. Любой продукт можно дорабатывать и улучшать бесконечно, но при тестировании гипотезы приходится отсекать лишнее. Это не значит, что нужно пожертвовать качеством. Скорее определить, что для вас сейчас важно, а что может подождать до следующего релиза. Можно выбрать основной стек технологий и 3-4 ключевые функции, которые несут основную ценность вашего продукта.

Rectangle 240648506 (1)

Обычно на проекте эту роль выполняет продакт оунер или продукт менеджер — о них мы писали в отдельной статье. 

Как только MVP запущен, соберите обратную связь от первых пользователей и двигайтесь в сторону масштабирования. На случай, если что-то пойдет не так и сломается, приготовьте варианты удержания пользователей. Например, пришлите сообщение о том, что это тестовый вариант продукта и, в качестве компенсации, подарите бесплатное обслуживание на год, скидки на продукты, промокоды или другие бонусы. Это поможет не только сохранить лояльность пользователей, но и получить дополнительные инсайты.

Обычно на проекте эту роль выполняет продакт оунер или продукт менеджер — о них мы писали в отдельной статье. 

Чтобы сохранить баланс между скоростью и качеством, на проекте как раз нужен идеолог и визионер, о котором мы писали выше. Именно он будет следить за тем, чтобы, с одной стороны, разработчики не уходили 
с головой в мелочи, с другой — не совершали мелких ошибок. Кроме того, он поможет команде удерживать фокус на главных целях продукта, расставлять приоритеты и принимать взвешенные решения, которые ускорят запуск без ущерба для конечного качества.

Ошибка 5: экономия на команде

Многие компании для разработки MVP нанимают фрилансеров или джунов, считая, что их навыков будет достаточно для создания тестового продукта. Сначала это может показаться логичным — не факт, что MVP будет удачным, поэтому нет смысла вкладывать большие бюджеты в продукт и нанимать дорогих специалистов. Правда, при таком подходе могут всплыть дополнительные риски. Например, команда из-за небольшого опыта может выбрать для разработки платформу с уязвимостью в безопасности пользовательских данных — в будущем это негативно повлияет на репутацию. Также в таких случаях приходится часто менять разработчиков — многие не справляются или постоянно подводят, постоянно передвигая сроки. В итоге из-за повторного найма и ошибок в системе сэкономить все равно не получается.

Одно из оптимальных решений — это передать разработку готовой продуктовой команде.

Коротко

о главном

Коротко о главном

Создание MVP — это не просто сокращенная версия продукта, а стратегический процесс, требующий четкого баланса между скоростью, функциональностью и качеством. Частые ошибки, такие как перегруженность фичами, отсутствие четкого понимания целевой аудитории, игнорирование обратной связи, недостаточное тестирование и неправильный выбор метрик, могут свести на нет все усилия команды.

Чтобы MVP действительно работал, важно с самого начала задавать правильные вопросы: какую проблему он решает, кто его пользователь, как измерять успех, и что делать после запуска. Главное — помнить, что MVP не должен быть идеальным, но он должен быть жизнеспособным: давать ценность пользователям, собирать данные для развития и открывать путь к масштабированию. Избегая типичных ошибок, можно быстрее получить работающий продукт, который станет фундаментом для будущего роста.

Часто MVP проваливаются не из-за плохой идеи, а неудачной реализации 
или отсутствия единой стратегии и слаженности команды. Чтобы минимизировать такие риски, периодически проверяйте, что идете по верному пути.

Регулярные проверки гипотез, прозрачная коммуникация внутри команды и гибкость в принятии решений помогут избежать ошибок и ускорят выход на рынок.

Другие статьи о разработке и технологиях

Rectangle 240648475 6

Как ИТ-рекрутеры охотятся за лучшими специалистами

Rectangle 240648475

Что вызывает смех у программистов

Rectangle 240648475 4

Тренды разработки ПО на аутсорсинге-2025

Давайте обсудим ваш проект

Заявка отправлена

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Где можно ознакомиться с финансовой отчетностью Группы компаний?

На сегодняшний день доступна финансовая отчетность по РСБУ компаний, входящих в Группу – ООО «Цифровые привычки», ООО «Финейтив» и ООО «Платформа КИН». На странице для инвесторов сайта опубликована отчетность компаний за 9М2024. 

 

Акционерное общество «Цифровые привычки», которое выступает холдинговой компанией Группы, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 28 октября 2024 года. Финансовая отчетность общества за 9М2024, консолидирующая цифры дочерних компаний, будет опубликована позднее. О точной дате раскрытия финансовых результатов АО мы сообщим.

Следите за нашими новостями на сайте и нашем Телеграмм-канале.

Чем Группа компаний «Цифровые привычки» отличается от других игроков на рынке IT-услуг?

Группа «Цифровые привычки» работает в ключевых сегментах финтех-рынка — мы входим в число ведущих подрядчиков в сфере заказной разработки продуктовых решений в банковской сфере. Мы понимаем специфику и актуальные запросы рынка. Каждая компания Группы сосредоточена на том сегменте, где экспертиза и опыт принесут максимальную ценность.

Мы занимаемся разработкой, поставкой, настройкой и поддержкой системного и клиентского ПО для крупнейших банков страны. При этом, мы создаем не просто цифровые продукты, а инфраструктуру, которая меняет подход к управлению бизнесом наших клиентов.

Наш основной фокус — предоставить необходимое финансовой организации системное (core banking) ПО в режиме «одного окна». Так, доля контрактов по разработке системного ПО для финансовых организаций достигает 63% в выручке Группы, остальное приходится на поставки коробочных ИТ-решений, заказные разработки в сфере клиентского ПО, а также образовательные услуги.

Кто клиенты Группы?

Группа компаний «Цифровые привычки» входит в топ-5 поставщиков ИТ-решений для банков на базе собственных решений. Мы работаем с лидерами российского финтех-рынка, системно значимыми банками и крупным бизнесом, так как они заинтересованы в высокопрофессиональной разработке цифровых решений несколькими продуктовыми командами in moment. Наши клиенты: СБЕР, ВТБ, Альфа-Банк, VK и многие другие.

В заказной разработке и в сегменте внедрения готовых модульных решений мы также работаем с банками 2-3 эшелона, так как именно они максимально заинтересованы в точечном обновлении существующей монолитной системы. Кроме того, мы активно развиваем партнерскую сеть.

Как устроен бизнес Группы компаний «Цифровые привычки»?

В состав Группы входят три компании — поставщики готовых цифровых решений для финтех-компаний, банков, страховых компаний, ритейла и e-commerce. В число наших компетенций также входит заказная разработка, поставки модульных решений, а также услуги консалтинга и интеграции.

Технологические решения, предлагаемые компаниями Группы, охватывают весь жизненный цикл цифровизации финтех-компаний и банков — мы закрываем до 78% потребностей финтех-рынка в современных ИТ-продуктах, предлагая готовые лицензированные коробочные решения и заказные разработки, а также образовательные услуги.

Доля контрактов по разработке системного ПО для финансовых организаций (core banking) достигает 63% в выручке компаний Группы «Цифровые привычки», остальное приходится на поставки коробочных ИТ-решений, заказные разработки в сфере клиентского ПО, а также образовательные услуги.
Цифровые Привычки
Обзор конфиденциальности

На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.